#

Все услуги

Все услуги

ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 18 октября 2011г. № 826

Скачать ТР ТС 013/2011 в PDF
Оставьте заявку и узнаете
точную стоимость документов

ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»

Предисловие
 
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее — Технический регламент ТС) — разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

 
2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее — топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

 
Статья 1. Область применения
 
1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
 

1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

 
1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.

 
Статья 2. Определения
 
2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
 

автомобильный и авиационный бензин — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

 
выпуск в обращение — первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
 

дизельное топливо — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
 

изготовитель — юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
 

импортер — резидент государства-члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива, и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
 

мазут — топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
 

марка топлива — словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
 

обращение топлива на рынке — этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
 

октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

 
опытно-промышленная партия — партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
 

партия топлива — количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);

 
потребитель — юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
 

присадка — вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
 

продавец — юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства-члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
 

судовое топливо — жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;

 
топливо для реактивных двигателей — жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;

 
уполномоченное изготовителем лицо — юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;

 
цетановое число — показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;

 
экологический класс топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
 
Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
 
3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
 

3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
 

  • наименовании и марке топлива;
  • соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

 
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
 
Требования к размещению информации при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, содержащиеся в абзаце четвертом пункта 3.2 настоящей статьи, установленные до дня вступления в силу решения Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84, действуют до 1 июля 2016 года. — См. пункт 2 решения Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
 

По требованию потребителя, продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
 

3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.
 

Статья 4. Требования безопасности
 
4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.

 
4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
 

Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
 

4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
 

4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
 

4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей «смазывающая способность» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
 
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
 

4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
 

4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.

 
4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.

 
4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

 
4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.

 
4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.

 
4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.
 

4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
 

Паспорт должен содержать:
 

  • наименование и обозначение марки топлива;
  • наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
  • обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
  • нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
  • дату выдачи и номер паспорта;
  • подпись лица, оформившего паспорт;
  • сведения о декларации соответствия;
  • сведения о наличии присадок в топливе.

 

4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства-члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
 

Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
 
5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.

 
5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) — национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза.
 

Статья 6. Подтверждение соответствия
 
6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
 

Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
 

При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
 

Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленной в настоящей статье и описанной в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
 

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
 
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.

 
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

 
6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
 

  • для серийно выпускаемых топлив — по схемам 3д или 6д;
  • для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями — по схеме 4д;
  • для опытно-промышленных партий — по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
    •  

      6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
       
      — протокол (протоколы) испытаний топлива;
      — копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
      — копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
      — декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
       
      6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
       
      — протокол (протоколы) испытаний топлива;
      — копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
      — документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
      — копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
      — декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
       
      6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
       
      — протокол (протоколы) испытаний топлива;
      — документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
      — копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
      — декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
       
      6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты её регистрации.
       

      Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:

      • при подтверждении соответствия по схеме 3д — не более 3 лет;
      • при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д — с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
      • при подтверждении соответствия по схеме 6д — не более 5 лет.

       
      Статья 7. Защитительная оговорка
       
      7.1. Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
       

      О принятом решении уведомляются другие государства-члены ТС.

       
      7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.

       
      7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
       
      Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
       
      Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса КЗ допускается на территории:
       

      • Республики Армения — по 31 декабря 2016 года;
      • Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;
      • Республики Казахстан — по 31 декабря 2017 года;
      • Кыргызской Республики — по 31 декабря 2017 года;
      • Российской Федерации — по 31 декабря 2014 года.

       
      Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

      • Республики Армения — по 31 декабря 2016 года;
      • Республики Беларусь — по 31 декабря 2015 года;
      • Российской Федерации — по 1 июля 2016 года.

       
      Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
       
      Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
       
      7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
       

      Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
       

      • Республики Армения — со 2 января 2016 года;
      • Республики Казахстан — с 1 января 2018 года;
      • Кыргызской Республики — с 1 января 2018 года;
      • Российской Федерации — с 1 января 2015 года.

       
      Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
       

      • Республики Армения — по 31 декабря 2015 года;
      • Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;
      • Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.

       
      Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
       
      Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Приложение 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)

 
Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива (с изменениями на 23 июня 2014 года)
 
1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
 
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
 
1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
 
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
 
2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
 
2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
 
2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
 
2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
 
3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.

 

Приложение 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)

 
Схемы декларирования соответствия топлива*
 

Номер схемыЭлемент схемыПрименениеДокумент, подтверждающий соответствие
Испытания продукции, исследование типаОценка производстваПроизводственный контроль
Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)--Для опытно-
промышленной партии
Декларация о соответствии на партию продукции
Заявитель - изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)-Производственный контроль осуществляет изготовительДля топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства члена ТС или уполномоченное изготовителем лицоДекларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)--Для партии топлива, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортерДекларация о соответствии на партию топлива
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)Сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджментаПроизводственный контроль осуществляет изготовительДля топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицоДекларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно.

 
* Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621.
 
Описание схем декларирования соответствия топлива
 
1. Схема декларирования 2д
 
1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:
 
— формирование и анализ технической документации;
— проведение испытаний опытно-промышленной партии;
— принятие и регистрация декларации о соответствии.
 
1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
 
1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
 
1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
 
2. Схема декларирования 3д
 
2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:
 
— формирование и анализ технической документации;
— осуществление производственного контроля;
— проведение испытаний образцов топлива;
— принятие и регистрация декларации о соответствии.
 
2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
 
2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
 
2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
 
2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
 
3. Схема декларирования 4д
 
3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:
 
— формирование и анализ технической документации;
— проведение испытаний партии топлива;
— принятие и регистрация декларации о соответствии.
 
3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
 
3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
 
3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
 
4. Схема декларирования 6д
 
4.1 Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:
 
— формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации системы менеджмента;
— формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
— осуществление производственного контроля;
— проведение испытаний образцов топлива;
— принятие и регистрация декларации о соответствии;
— контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
 
4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
 
4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
 
4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
 
4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
 
4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
 
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
 
— приостановить действие декларации о соответствии;
— отменить действие декларации о соответствии.
 
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись.
 
5. Хранение технической документации
 
На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
 
— Выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут — у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
— партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута — у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данную партию.
 
Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.