#

Все услуги

Все услуги

ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

Таможенный союз

УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 18 октября 2011г. № 826

Скачать ТР ТС 013/2011 в PDF

    Оставьте заявку и узнаете
    точную стоимость документов
    Указать больше данных
    * - поле обязательно для заполнения

    ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»

    Предисловие
     
    1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее — Технический регламент ТС) — разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

     
    2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее — топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

     
    Статья 1. Область применения
     
    1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
     

    1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

     
    1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.

     
    Статья 2. Определения
     
    2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
     

    автомобильный и авиационный бензин — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

     
    выпуск в обращение — первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
     

    дизельное топливо — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
     

    изготовитель — юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
     

    импортер — резидент государства-члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива, и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
     

    мазут — топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
     

    марка топлива — словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
     

    обращение топлива на рынке — этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
     

    октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

     
    опытно-промышленная партия — партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
     

    партия топлива — количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);

     
    потребитель — юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
     

    присадка — вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
     

    продавец — юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства-члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
     

    судовое топливо — жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;

     
    топливо для реактивных двигателей — жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;

     
    уполномоченное изготовителем лицо — юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;

     
    цетановое число — показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;

     
    экологический класс топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
     
    Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
     
    3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
     

    3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
     

    • наименовании и марке топлива;
    • соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

     
    При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
     
    Требования к размещению информации при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, содержащиеся в абзаце четвертом пункта 3.2 настоящей статьи, установленные до дня вступления в силу решения Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84, действуют до 1 июля 2016 года. — См. пункт 2 решения Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
     

    По требованию потребителя, продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
     

    3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.
     

    Статья 4. Требования безопасности
     
    4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.

     
    4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
     

    Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
     

    4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
     

    4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
     

    4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей «смазывающая способность» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
     
    Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
     

    4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
     

    4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.

     
    4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.

     
    4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

     
    4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.

     
    4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.

     
    4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.
     

    4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
     

    Паспорт должен содержать:
     

    • наименование и обозначение марки топлива;
    • наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
    • обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
    • нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
    • дату выдачи и номер паспорта;
    • подпись лица, оформившего паспорт;
    • сведения о декларации соответствия;
    • сведения о наличии присадок в топливе.

     

    4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства-члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
     

    Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
     
    5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.

     
    5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) — национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза.
     

    Статья 6. Подтверждение соответствия
     
    6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
     

    Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
     

    При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
     

    Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленной в настоящей статье и описанной в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
     

    Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
     
    Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.

     
    Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

     
    6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
     

    • для серийно выпускаемых топлив — по схемам 3д или 6д;
    • для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями — по схеме 4д;
    • для опытно-промышленных партий — по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
      •  

        6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
         
        — протокол (протоколы) испытаний топлива;
        — копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
        — копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
        — декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
         
        6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
         
        — протокол (протоколы) испытаний топлива;
        — копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
        — документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
        — копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
        — декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
         
        6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
         
        — протокол (протоколы) испытаний топлива;
        — документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
        — копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
        — декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
         
        6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты её регистрации.
         

        Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:

        • при подтверждении соответствия по схеме 3д — не более 3 лет;
        • при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д — с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
        • при подтверждении соответствия по схеме 6д — не более 5 лет.

         
        Статья 7. Защитительная оговорка
         
        7.1. Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
         

        О принятом решении уведомляются другие государства-члены ТС.

         
        7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.

         
        7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
         
        Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
         
        Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса КЗ допускается на территории:
         

        • Республики Армения — по 31 декабря 2016 года;
        • Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;
        • Республики Казахстан — по 31 декабря 2017 года;
        • Кыргызской Республики — по 31 декабря 2017 года;
        • Российской Федерации — по 31 декабря 2014 года.

         
        Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

        • Республики Армения — по 31 декабря 2016 года;
        • Республики Беларусь — по 31 декабря 2015 года;
        • Российской Федерации — по 1 июля 2016 года.

         
        Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
         
        Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
         
        7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
         

        Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
         

        • Республики Армения — со 2 января 2016 года;
        • Республики Казахстан — с 1 января 2018 года;
        • Кыргызской Республики — с 1 января 2018 года;
        • Российской Федерации — с 1 января 2015 года.

         
        Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
         

        • Республики Армения — по 31 декабря 2015 года;
        • Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;
        • Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.

         
        Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
         
        Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

    Приложение 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)

     
    Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива (с изменениями на 23 июня 2014 года)
     
    1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
     
    1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
     
    1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
     
    1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
     
    2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
     
    2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
     
    2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
     
    2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
     
    3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.

     

    Приложение 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)

     
    Схемы декларирования соответствия топлива*
     

    Номер схемыЭлемент схемыПрименениеДокумент, подтверждающий соответствие
    Испытания продукции, исследование типаОценка производстваПроизводственный контроль
    Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)--Для опытно-
    промышленной партии
    Декларация о соответствии на партию продукции
    Заявитель - изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза
    Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)-Производственный контроль осуществляет изготовительДля топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства члена ТС или уполномоченное изготовителем лицоДекларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
    Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)--Для партии топлива, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортерДекларация о соответствии на партию топлива
    Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)Сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджментаПроизводственный контроль осуществляет изготовительДля топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицоДекларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно.

     
    * Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621.
     
    Описание схем декларирования соответствия топлива
     
    1. Схема декларирования 2д
     
    1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:
     
    — формирование и анализ технической документации;
    — проведение испытаний опытно-промышленной партии;
    — принятие и регистрация декларации о соответствии.
     
    1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
     
    1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
     
    1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
     
    2. Схема декларирования 3д
     
    2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:
     
    — формирование и анализ технической документации;
    — осуществление производственного контроля;
    — проведение испытаний образцов топлива;
    — принятие и регистрация декларации о соответствии.
     
    2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
     
    2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
     
    2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
     
    2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
     
    3. Схема декларирования 4д
     
    3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:
     
    — формирование и анализ технической документации;
    — проведение испытаний партии топлива;
    — принятие и регистрация декларации о соответствии.
     
    3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
     
    3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
     
    3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
     
    4. Схема декларирования 6д
     
    4.1 Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:
     
    — формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации системы менеджмента;
    — формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
    — осуществление производственного контроля;
    — проведение испытаний образцов топлива;
    — принятие и регистрация декларации о соответствии;
    — контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
     
    4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
     
    4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
     
    4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
     
    4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
     
    4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
     
    При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
     
    — приостановить действие декларации о соответствии;
    — отменить действие декларации о соответствии.
     
    В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись.
     
    5. Хранение технической документации
     
    На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
     
    — Выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут — у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
    — партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута — у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данную партию.
     
    Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.