#

Все услуги

Все услуги

Разработка антитеррористического паспорта

Цена: от 18 000 ₽

Срок изготовления: от 20 дней

Необходимость актуализации: 1 раз в 3 года

Необходимый комплект документов:

  • Заявка на разработку паспорта
  • Сканы ИНН, ОГРН заявителя
  • Карточка реквизитов и контактов компании
Все услуги
Оставьте заявку и узнаете
точную стоимость документов

Что такое антитеррористический паспорт и для чего он нужен

Понятие «террор» переводится с латинского как «ужас», «страх». То есть целью своей ставит не нанесение ущерба (физического и материального), а запугивание. Для защиты от такого явления государством разработан ряд мер:

  • Инженерно-технические — сооружение заграждений, КПП, оснащённость средствами связи, противопожарная оснащённость и т.п.
  • Правовые — регулярные инструктажи сотрудников организаций и гражданского населения.
  • Информационные — установка информационных стендов, публикация тематических лекций и т.п.
  • Административные — разработка федерального законодательства (и нормативных документов) и контроль за его соблюдением; на местном уровне — издание приказов и норм (правил) антитеррористической безопасности, назначение ответственных лиц.

 
Главный справочно-информационный документ, который применяется на каждом конкретном объекте антитеррористической защищенности называется «Паспорт безопасности».

Несмотря на то, что в российских законах отсутствует документ с названием «Паспорт антитеррористической защищенности», на практике руководители организаций предпочитают называть его именно так для определения его содержания. Вторая немаловажная причина — избежание путаницы с некоторыми другими документами, которые называются так же «Паспорт безопасности».

#
Денис Галич
Маркетолог компании OpenCert

Требование о необходимости разработки Паспорта антитеррористической защищенности объекта (часто упоминается в сети Интернет как «ПАТЗ» или «ПАЗ») содержится в Постановлении Правительства РФ № 272 от 25.03.2015.

Этот же закон обязывает проводить процедуру согласования (утверждения) готового паспорт антитеррористической безопасности объекта с территориальными ведомствами и органами, отвечающими за госбезопасность. Согласно Постановлению № 272, эта процедура не может проводиться дольше 7 рабочих дней. В результате согласования один из экземпляров ПАЗ остаётся в организации, а второй — в органе госбезопасности, который проводил согласование.

На какие объекты разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности

Всё то же Постановление № 272 обязывает составлять паспорт антитеррористической безопасности на все объекты, которые могут вместить больше 49 человек. Разработку ПАТЗ в обязательном порядке должна предварять так называемая категоризация. В зависимости от количества человек, которое может единовременно находиться на объекте, их условно разделяют на:

  • 3-ю категорию, когда объект вмещает от 50 до 200 человек
  • 2-ю, которая подразумевает одновременное нахождение на объекте от 201 до 1000 человек и
  • 1-ю категорию, самую потенциально опасную и привлекательную для террористических атак — если объект может вместить больше тысячи человек.

 
Множество прочих отраслевых нормативно-правовых документов описывают более точные требования к антитеррористической безопасности в общем и к ПАТЗ в частности:

  • Постановление Правительства РФ № 176 — для культурно-досуговых заведений
  • Постановление Правительства РФ № 8 — для учреждений здравоохранения
  • Постановление Правительства РФ № 1006 — для образовательных заведений
  • Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 — для организаций, предоставляющих услуги временного размещения (гостиницы, пансионаты, турбазы и т.п.)
  • Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 — для предприятий торговли

 
Антитеррористическая безопасность ряда других отраслей и сфер деятельности регулируется аналогичными законами и подзаконными актами.

Так или иначе, если у руководства организации (и/или владельца объекта для массового пребывания людей) есть какие-либо сомнения по поводу необходимости разработки паспорта антитеррористической защищенности, следует обратиться за разъяснениями в письменном виде в территориальное подразделение УФСБ РФ.

В случае, если нет возможности ожидать официальный ответ от органов власти — можно решить этот вопрос бесплатно за один день в центре «OpenCert».

Содержание документа

Постановление № 272 не только описывает перечень объектов, которые обязаны составлять ПАЗ и согласовывать с надзорными органами.

Этот же правовой документ содержит форму (образец) паспорта антитеррористической безопасности. Структура документа состоит из следующих обязательных блоков информации:

  1. «Общие сведения о месте массового пребывания людей». В этом разделе указывается название и назначение объекта защиты; его площадь и категория (согласно его вместимости); перечисляются органы МВД и ФСБ, на территории ответственности которых находится объект; даётся краткая характеристика локации, особенности рельефа, облегчающие или препятствующие противоправному проникновению на защищаемый объект.
  2. «Сведения об объектах, расположенных в месте массового пребывания людей». Речь о том, что объект, на который составляется паспорт, может размещать в себе множество различных организаций и более мелких объектов, например, когда описывается спортивный объект, на котором размещено несколько зданий.
  3. «Сведения об объектах, расположенных в непосредственной близости к месту массового пребывания людей».
  4. «Размещение места массового пребывания людей по отношению к транспортным коммуникациям».
  5. «Сведения об организациях, осуществляющих обслуживание места пребывания людей». В том числе — операторы связи и управляющие компании.
  6. «Общие сведения о работниках и (или) арендаторах места массового пребывания людей, а также объектов, расположенных в месте массового пребывания людей».
  7. «Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах места массового пребывания людей.
  8. «Возможные противоправные действия в месте массового пребывания людей».
  9. «Оценка социально-экономических последствий террористического акта в месте массового пребывания людей» — оценивается возможное количество жертв среди посетителей объекта защиты и экономический ущерб.
  10. «Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности места массового пребывания людей» — указываются контакты руководителей всех сторонних организаций, привлечённых к охране объекта, и их техническое оснащение.
  11. «Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности места массового пребывания людей».
  12. «Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов и потенциально опасных участков места массового пребывания людей».
  13. «Выводы о надежности охраны места массового пребывания людей и рекомендации по укреплению его антитеррористической защищенности».

 
Заключительной частью Паспорта антитеррористической защищенности объекта являются планы и схемы объекта (с инструкцией по эвакуации людей), его коммуникаций, и Лист учёта корректировок — дальше расскажем подробнее именно о нём.

Необходимость актуализации ПАТЗ

Важно понимать, что разработка Паспорта антитеррористической защищенности — не пустая формальность, но жизненно важная мера безопасности населения. Потому 19й пункт статьи IV всё того же Постановления № 272 указывает на необходимость проводить актуализацию ПАЗ минимум 1 раз в 3 года.

Помимо этого, закон предусматривает несколько причин обязательной внеочередной актуализации:

а)изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;
б)изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;
в)изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;
г)возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

#
Постановление №272 от 25.03.2015
пункт 19, статья IV

Изменяется законодательство, внутренняя и внешняя политическая обстановка, источники потенциальных угроз и, в конце концов — технологии. Всё это вкупе не может не влиять на вероятность антитеррористической угрозы любого места массового пребывания людей.

Процесс актуализации, согласно закону, никак не отличается от процесса первичной разработки паспорта антитеррористической защищенности. Да, содержание каждого конкретного раздела ПАТЗ может остаться неизменным — это допустимо, но и это должен быть результат актуализации, а не банального копирования информации из старой редакции паспорта в новую.

Всё произведённые корректировки должны быть зафиксированы в Листе учёта корректировок и заверены руководителем защищаемого объекта.

Ответственность за отсутствие антитеррористического паспорта

Кодекс об Административных Правонарушениях предусматривает серьёзную ответственность за игнорирование требований антитеррористической безопасности.

  • Физические лица могут быть оштрафованы на сумму до 5 000 руб,
  • Должностные — до 50 000 рублей, плюс дисквалификация до 3-х лет,
  • Для юрлиц предусмотрен штраф до полумиллиона.

Учитывая особый уровень угрозы террористических актов и их тяжёлые последствия, нельзя забывать, что, помимо административной ответственности, законом предусмотрена и ответственность уголовная. Личная уголовная ответственность руководителя так называемых «мест массового пребывания людей». И наказание предсказать почти невозможно: оно будет зависеть от статьи, выбранной прокурором.

#
Михаил Емцев
Эксперт технического отдела OpenCert

Как разработать паспорт антитеррористической защищенности

По причине вовлечённости в процесс разработки паспорта антитеррористической защищённости большого количества государственных структур и ведомств, самостоятельная такая работа может показаться невыполнимой. Действительно, над каждым таким документом работает целый штат экспертов в юриспруденции и безопасности.

Процедура осложняется ещё и тем, что работа над разработкой паспорта антитеррористической защищённости включает в себя осмотр места массового пребывания людей уполномоченной комиссией — в целях категорирования объекта. И в состав комиссии должен входить ответственный сотрудник органов безопасности. В результате может образоваться очередь на такой аудит.

Центр по сертификации «OpenCert» имеет не только опыт в разработке сложных технических и справочных документов. Прямое сотрудничество с контролирующими органами позволяет нам сократить бюрократические проволочки до минимума, допустимого актуальным законодательством.

Так или иначе, весь процесс состоит из следующих этапов:

  1. Экспертное консультирование заявителя по вопросам разработки ПАТЗ. Любым удобным для заявителя способом: телефон, электронная почта, форма обратной связи или даже привычный мессенджер. В результате заключается договор об оказании услуг по составлению Паспорта безопасности места массового пребывания людей.
  2. Согласуется время аудита уполномоченной комиссией для категоризации объекта и состав такой комиссии.
  3. Непосредственно составление Паспорта безопасности. В зависимости от сложности объекта на этот этап необходимо запланировать порядка одного месяца.
  4. Согласование текста будущего паспорта — работа продолжается до утверждения проекта лично руководителем объекта.
  5. Специалист центра «OpenCert» отправляет утверждённый проект в органы госбезопасности для утверждения.
  6. Бесплатная доставка готового ПАЗ до заявителя осуществляется силами Почты России или курьерской службой — оригиналы закрывающих бухгалтерских документов обязательно прилагаются к такой отправке.
#
Ульяна Татаринова - автор текста

Специалист по сертификации компании OpenCert
 
Задать вопрос по электронной почте 121@ocert.ru или по телефону 8-800-777-22-01 с добавочным 121.

Нам доверяют более 1250 ведущих компаний

Хотите оставить отзыв? Есть
вопрос по качеству работы?
Пишите:

Татаринов Антон Георгиевич

Татаринов Антон Георгиевич
Директор по качеству
Email: TAG@OGOST.RU
Тел: 8(800)777 2201 доб 99